07.12.2020г. Научно – методический центр по вопросам противодействия коррупции ДГУНХ провел проблемно – дискуссионную лекцию со студентами юридического факультета на тему: «АНТИКОРРУПЦИОНННАЯ ПРАКТИКА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН», посвященная МЕЖДУНАРРОДНОМУ ДНЮ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ (9 декабря)
Со студентами встретились декан юридического факультета к.ю.н., доцент, заслуженный юрист РД, член Санкт-Петербургского международного криминологического клуба Гаджиев Д.М, заведующая кафедрой государственно-правовых дисциплин к.ю.н., доцент Далгатова А.О.
Обозначены цели, задачи, принципы и меры противодействия коррупции, содержащиеся в Конвенции ООН от 9 декабря 2003 года.
В ходе обсуждения была дана оценка состоянию, тенденций и структуре преступлений коррупционной направленности в республике.
За 2019г. правоохранительными органами выявлено 731 преступление коррупционной направленности, против 715 – в 2018 году. В структуре коррупционной преступности доминируют (в порядке убывания): мошенничество, мелкое взяточничество, служебный подлог, получение взятки, присвоение и растрата, злоупотребление полномочиями и др.
Приведены различные толкования понятия коррупции в международном и национальном праве.
Дана характеристика семи уровней коррупции в тесной связи с коррупционной атмосферой в республике на основе социологического опроса населения по бытовой и деловой коррупции.
Отмечалось, что деятельность по предупреждению коррупции является частью внутренней политики республики, которая осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления, судебной властью, а также институтами гражданского общества.
В целях изучения оценки представителями бизнеса уровня «деловой» коррупции в Республике Дагестан в IV квартале 2020 года проведен социологический опрос среди хозяйствующих субъектов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), ведущих бизнес на территории Республики Дагестан.
Цель исследования – изучить оценку сообщества предпринимателей уровня «деловой» коррупции в Республике Дагестан.
Согласно данным социологического опроса от 34,6% до 44,3% предпринимателей никогда не сталкивались с коррупционной ситуацией в своей экономической деятельности. Еще от 10,4% до 22,4% респондентов — редко сталкивались с необходимостью оказывать влияние на чиновников. Чаще всего предприниматели прибегают к коррупции (5,7% респондентов указали этот ответ) в целях совершения должностным лицом входящих в его служебные полномочия действий (чтобы он быстрее делал то, что и так обязан сделать по долгу службы).
По мнению участников опроса, чаще всего, коммерческие организации, вынуждены оказывать влияние на действия (бездействия) должностных лиц налоговой инспекции, органов противопожарного надзора, органов по охране труда, полиции, росреестра, а также органов, занимающихся предоставлением в аренду помещений, находящихся в государственной (муниципальной) собственности
Представителей бизнес структур занятых в малых и микро предприятиях, большинство респондентов (76%) считают, что сумма разового неформального прямого и (или) скрытого платежа варьируется в пределах от 3000 до 10000 руб.
Основными мотивами коррупционного воздействия предпринимателей на должностных лиц являются, по мнению большинства участников опроса, желание ускорить решение проблемы, а также запрос с их стороны на качественное решение проблемы.
Информированность предпринимателей о мерах, принимаемых органами власти для противодействия коррупции, остается в республике слабой, поскольку 41% участников опроса ответили, что ничего об этом не знают. Лишь каждый третий респондент ответил утвердительно на вопрос:
В ходе опроса предприниматели высказали мнение о создании специального органа власти по борьбе с коррупцией (54% респондентов оценили положительно эту меру борьбы с «деловой» коррупцией);
В этой связи, следует рассмотреть вопрос о целесообразности учреждения должности Уполномоченного по противодействию коррупции в Республики Дагестан и его аппарат. Заседания проводить в открытом режиме. Причем, в нем не менее 1/3 из институтов гражданского общества, решение будет правомочным, когда за него проголосуют более двух третей членов этого органа (антикоррупционная экспертиза, антикоррупционный мониторинг, антикоррупционное образование и пропаганда, вовлечение общественных объединений и институтов гражданского общества в реализацию антикоррупционной политики). Государственный контроль осуществляет Глава Республики Дагестан и/или главный федеральный инспектор по Республике Дагестан.
Расходы на содержание аппарата будет ничтожны по сравнению с активностью выявления латентных преступлений коррупционной направленности.
Каждый пятый из опрошенных предпринимателей заявил, что «руководство нашего региона может, но не хочет эффективно бороться с «деловой коррупцией».
Коррупции стало меньше, по мнению респондентов, в органах, занимающихся предоставлением земельных участков и помещений в аренду, органах по реализации государственной политики в сфере торговли, питания и услуг, БТИ и Росреетре. Также при сравнительном анализе, после доминирующей оценки «ситуация не изменилась», следует оценка «коррупции стало больше» в судебных органах, полиции и прокуратуре.
Наиболее эффективными мерами по борьбе с коррупцией, по оценкам респондентов, представляются: введение ограничений на сделки между госструктурами и коммерческими организациями, руководителями которых являются близкие родственники чиновников; усиление контроля за доходами и расходами должностных лиц и членов их семей; упрощение процедуры предоставления услуг органами власти (например, введение принципа «одного окна», многофункциональные центры, интернет-портал государственных услуг); совершенствование законодательства. Существует социальный запрос на более решительные антикоррупционные действия республиканских властей.
Временно-исполняющий обязанности Главы РД Меликов С.А. неоднократно подчеркивает, что получает сигналы о фактах мздоимства, назначения на должности за материальные блага и эти факты не ускользнут от силовых структур. Об этом свидетельствуют более 200 чиновников, привлеченных к уголовной ответственности в республике.
Таким образом, получаемые финансовые средства республики, путем различных мошеннических схем расхищаются и не доходят до конкретных адресатов. В результате Дагестан теряет инвестиционную привлекательность и доверие федерального центра, приводит к массовым недовольствам населения. В конечном счете, невольно создается ситуация саботажа и тормозит прорыв республики к самодостаточности и процветанию.
Работа по противодействию коррупции требует объединения усилий всех здоровых сил общества, поскольку она представляет одну из главнейших угроз внутренней и внешней безопасности нашей страны.